«Портал Субкультура» часто разговаривает с людьми, которые занимаются производством музыки — сочиняющими, играющими, поющими и очень творческими. Однако музыка — дело большое и сложное, требующее холодной ответственной головы, способной превратить творчество в успешный коммерческий продукт.
Голова Василисы — холодная и ответственная, потому что Василиса — музыкальный менеджер. Она помогает артистам преодолеть невзгоды тернистого творческого пути, избавляя их от необходимости возиться с календарями, подрядчиками и организаторами. Может показаться, что её работа — смертная скука, сухая бюрократия, обратная сторона искусства, лишённая всякого творчества.
Когда кажется — креститься надо, говорим мы и публикуем это интервью. В нём очень классная Василиса интересно рассказывает про свою незаурядную работу, и под конец ни у кого не останется сомнений — музыкальный менеджер — тот еще талант.
— Начнём с азов. Чем занимается музыкальный менеджер и есть ли у него чёткий перечень полномочий? Мы посмотрели, какую роль в качестве менеджера ты играешь в разных проектах, и обнаружили, что везде как будто бы разную. — На самом деле, основной момент моей деятельности — это избавление артиста от головной боли. И у всех разная головная боль, разные запросы. Кому-то нужно выстроить релизный план и расписать задачи на месяц вперёд. Кому-то нужно найти классных подрядчиков, в чьих способностях и софт-скиллах я точно буду уверена, и результат точно получится классным. Кто-то хочет организовать съёмки клипа, а кто-то — чтобы ему в концертный день чётко выполнили райдер. Иногда это запрос только на увеличение прослушек, а иногда — вообще всё вышеупомянутое одновременно. В общем, интервью начинается со взрыва мозга читателей. Музыкальный менеджмент — это весело и рандомно!
— Как так получается, что одним музыкантам от менеджера нужно одно, а другим — другое, если индустрия одна и та же? — Потому что все музыканты — люди, а люди все разные, с разными психотипами, запросами и потребностями. Всем нужен некий помогатор на «боль», которая их волнует, а это может быть абсолютно любая боль. Кто-то ненавидит соцсети, кто-то не может в планирование, кто-то не знает, как быстро монтировать видосы, кто-то хочет побольше подписчиков на Spotify, а кому-то просто нужен человек, который будет водить «за ручку» по тернистому музыкальному пути.
— А как музыкальными менеджерами становятся? Мы все знаем, как стать хирургом, историком и электриком, но деятельность музыкального менеджера, наверное, скорее ремесло, чем профессия, и учиться в этом случае надо не в учебном заведении, а на практике. С чего начать? Просто подкатить к музыкантам в духе «вашей группе менеджер не нужен?»?— Ха-ха, мне интересно сопоставление фраз «ремесло» и «профессия». Да, здесь интересно. Я сама стала музыкальным менеджером весьма случайным способом. Просто в какой-то момент я поняла, что мне нравится организовывать вещи и у меня это неплохо получается, плюс развиты коммуникативные навыки. На самом деле, про «подкат» — почти не шутка. Я знаю случаи, когда менеджерами становились просто… наиболее организованные люди из музыкантских тусовок. Просто люди, которые хоть как-то могут сдерживать артистический хаос, и таких людей всегда видно издалека. В таких людях главная черта — это отвественность, а научиться всему остальному можно на месте. Менеджер в первую очередь — это человек, на которого ты рассчитываешь в любых обстоятельствах, и в чьей надёжности ты не сомневаешься. А с чего начинать…? Первый год вы, скорее всего, будете много «тыкаться» и искать методы продвижения, планирования и управления, работающие лучше всего, для себя и для артиста. Но если вы достаточно долго будете находиться в тусовке и общаться с людьми, после первого кейса вы, возможно, найдёте следующих клиентов благодаря сарафанному радио. Самое главное — прийти к первому кейсу, а для этого нужно присмотреться к своему окружению. Будет идеально, если вы к этому моменту будете хотя бы немного подкованы теоретически.
— Насколько тяжело начать без опыта, без «портфолио»? Были случаи, когда с музыкантами не клеилось, потому что они предвзято относились к новичку в музыкальном менеджменте? — Честно говоря, мне повезло в этом моменте — мне изначально «достался» классный стартовый кейс ребят, которые стали достаточно успешным проектом (The Chalkeaters). Они выстрелили, а этот кейс повлек за собой всё остальные. У меня не было случаев, когда музыканты относились ко мне предвзято, потому что… Для меня отношения с коллегами в творческих проектах — это во многом про коннект и доверие. Если изначально человек относится ко мне, как к специалисту, с подозрением, или сомневается в моих скиллах… Нужно ли мне тратить время на то, чтобы доказывать обратное?
— Как происходит пересечение менеджера с музыкантом? Менеджер где-нибудь выставляет свою кандидатуру и ждёт предложений от исполнителей или исполнитель ищет менеджера и выбирает из откликнувшихся? Несколько месяцев назад мы брали интервью у группы METAMARIN, которых ты менеджеришь. Как ты познакомилась, например, с ними? — Я уже упомянула, что зачастую менеджеры групп — это их наиболее адекватные друзья. Год назад я бы посоветовала разместиться на ресурсе ИМИ, но они закрылись, и теперь стало чуточку сложнее с презентацией себя как специалиста. Я бы посоветовала людям завести свои профессиональные странички в «ВКонтакте» и Instagram* и начать писать некие экспертные статьи, которые привлекли бы музыкантов и просто коллег из индустрии. Если ты пишешь адекватные вещи и имеешь хоть какое-то адекватное представление об индустрии — тебе будут рады в кругах. А METAMARIN… мы очень продуктивно как-то попили пива, я поиграла у них на барабанах, а потом выяснилось, что я ещё и менеджерить могу! Ха-ха, просто прошло примерно пару лет развития наших отношений от просто барабанных до менеджерских. В какой-то момент у меня просто образовалось много ценных связей, которые оказались полезными для группы.
— Ты занимаешься менеджментом как отечественных, так и иностранных исполнителей. Отличается ли запрос нашего музыканта от запроса «забугорного»? Есть какая-то специфика работы на аудиторию в зависимости от страны и зачем иностранному исполнителю российский менеджер?— В целом, я бы не сказала, что запрос артистов как-то отличается, все просто хотят, чтобы их музыку услышало как можно больше людей, которые в перспективе станут фэнами и смогут тратить деньги на мерч, концерты и дополнительные материалы. Зачем иностранному исполнителю российский менеджер? Хороший вопрос. Возможно, мы просто никогда не задумывались, что в наших отношениях фигурируют слова «иностранный» и «российский». Артистам просто нужен человек, который хорошо делает свою работу, и, мне кажется, им не особо важно, из какой он страны.
— Глупый вопрос, но всё-таки задам. Если я начинающий музыкант, обязательно ли мне нужен менеджер? Могу ли я какое-то время обойтись без него? Если да, то где та граница, на которой пора бы обратиться к тебе? Нужно ли «дорастать» до менеджера и можно ли вообще обойтись без него? — Вопрос отличный. Я встречала очень много артистов, которым не нужен менеджер, а нужен для начала просто хороший материал. Конечно, можно обойтись без менеджера. Менеджер обычно приходит в момент, когда артист начинает «не вывозить» всё, что происходит в его процессах. Про «дорастать» — само слово чуть более пафосное, его суть. Всё просто. Ты артист, и ты понимаешь, что тебе ТОЧНО нужна помощь? Тогда тебе нужен менеджер. Если ты артист, сам рулишь своей деятельностью и, самое главное, осознаёшь направление, в котором нужно двигаться — вообще замечательно, продолжай в том же духе.
— Музыкальный менеджмент — это тусовка и общность или особнячком тоже можно выжить? Насколько важно быть на связи с людьми и что это за люди? Без кого музыкальный менеджер не сможет работать? (ответ «без музыкантов» не принимается»)— Это индивидуально. Зависит от того, как человек выстраивает социальные связи вокруг себя. Конечно, я уже упоминала про тусовку — важно в ней вертеться и иметь хотя бы примерное представление о том, что происходит в головах артистов и коллег, к чему они стремятся. Как минимум, было бы неплохо подписаться на некоторые экспертные каналы и следить за артистами, которые просто по душе. Сейчас очень много ресурсов, которые дают подробную информацию обо всём, что интересует. Просто погуглите.Без кого музыкальный менеджер не сможет работать? Без людей, которые ценят его мнение, работу в целом и время и, разумеется, оплачивают труд. Потому что профессия эта, простите, ремесло, кушает кучу внутренних человеческих ресурсов, и любой положительный фидбэк просто необходим. Но зато когда вы видите результат твоей помощи — это чувство просто невероятное.
— Музыкальный менеджмент как сфера деятельности предполагает сильную конкуренцию? Если да, то как быть конкурентоспособной рабочей единицей? — Честно, не могу сказать, что я вижу какую-то конкуренцию здесь. Индустрия достаточно тесная, все классные артисты уже давно в отношениях с классными менеджерами, с которыми они словили общую волну, сработались и добились каких-то результатов. Мне вообще кажется, что ситуация здесь как с девчонками и ребятами: у нас 10 артистов и 7 менеджеров.
— Что вообще важнее всего для музыкального менеджера? Какими навыками надо обладать (или наоборот не обладать), чтобы стать классным профессионалом?— О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь. Эмпатия. Понимание, когда нужно уступить, когда нужно надавить, эмоциональный и социальный интеллект. Потому что в первую очередь это работа с людьми, которые к тому же чуть более хрупкие и ранимые. Не гостить людей и всегда предупреждать, когда ты что-то не можешь сделать, чтобы не вызывать дополнительную тревожность у артистов. Опять я про софт-скиллы. Но правда… всему остальному, если вы соображаете, вы научитесь достаточно быстро. Я, например, предпочитала решать проблемы по мере их поступления, и для меня было нормально за 1 день узнать про 100500 требований дистрибьютора для выгрузки трека и решить проблему выгрузки (обложки, формата песни, её текста и т.д.) в сжатые сроки, найти концертную площадку за час, договориться о мастеринге песни за 2 часа и так далее.
— Назови самые распространённые ошибки (или подводные камни), которые совершают (на которые натыкаются) люди, приходящие в музыкальный менеджмент. Что со стороны выглядело не так, как оказалось на деле? — Одна из главных ошибок — брать на себя слишком много. И здесь мы возвращаемся к моему любимому слову — ответственность. Да, она важна, но нужно понимать, что очень многие вещи… Зависят вовсе не от тебя. И даже не от артиста. Иногда просто может где-то не повезти. Иногда обстоятельства складываются вообще не самым лучшим образом. И главное в таких ситуациях — не захлебнуться в чувстве вины из-за промахов, а выдохнуть, сделать выводы и работать дальше. А по поводу «выглядело не так, как оказалось на деле»… Здесь просто будьте аккуратны в общении с новыми людьми. Сейчас буду говорить про артистов. В какой-то момент вы начнёте замечать «рэд флаги», которые вас могут смутить. Прислушивайтесь к себе больше и всегда тщательно обдумываете, хотите ли вы работать с конкретным артистом. Может быть, его ожидания чересчур завышены, а реальность вообще не такая? Он хочет выступать на стадионах через год, а выпущено 2 трека? Он не готов тратить ни копейки на продвижение? Он общается невежливо? Вы сразу это заметите с опытом.
— Если музыка — это искусство, а менеджмент — руководство, то музыкальный менеджер — человек творчества или человек сухой практичности? — 50/50. Мне кажется, это всё ещё очень творческая профессия, но требующая, конечно же, «сухой практичности» и даже некоего цинизма.
— Ты же сама музыкант — играешь на барабанах в RickRollers. Не можем не спросить: делать музыку или помогать другим делать музыку? Что нравится больше? — Ох, где я только не играла… Забавно, вы упомянули кавер-проект, где, казалось бы, нет места творчеству. Тем не менее, я считаю, что он вышел очень оригинальным и творческим. Иначе зачем это всё? Мне нравится все. Дофамин и последующую радость приносят все музыкальные деятельности. Если я чувствую, что причастна к созданию чего-то классного — это же замечательно!
— Расскажи нашим читателям о своих проектах! Чем ты сейчас занимаешься, с кем работаешь? — Ох, здесь будет большой список. Скажу про тех, кто на постоянке. Это кавер-группы RickRollers и ID AHO. Невероятные петербургские певицы Настя Мартынова, NUTA. Инди-поп певица из Лос-Анжелеса luvsikgrl. Мемные The Chalkeaters. Панковые рок-группы METAMARIN и «СиЯть». Пианисты Михаил Гурбо и Никита Куликов. Сейчас я открываю своё небольшое продюсерское агентство с очень крутыми специалистами, stay tuned!
— Дай два совета: первый — начинающему музыкальному менеджеру, второй — начинающему музыканту. — Менеджер — будь чутким, исполнительным и обязательно избавляй его от головной боли, будь предупредительным и не срывай собственные дедлайны. Никогда.Музыкант — будь внимателен к деталям. Не забывай — твоё творчество будет существовать в просторах Интернета и реальной жизни ещё долгие годы, поэтому перед релизом задумайся: «А это действительно звучит так, как оно должно звучать?»И… не будьте слишком строги к себе и заботьтесь о себе.
*соцсеть, признанная в России экстремистской