«Мадам Круже»
Немного нежности
Анна Цыганок (Россия)
Я плету вологодское кружево. Оно создается при помощи коклюшек — деревянных палочек. Мне нравится слышать их мелодичный перестук, наблюдать, как под моими руками рождаются самые разные образы и рисунки: птицы, цветы, морозные узоры, — которые потом украсят мои воротники и галстуки
Плести кружево я начала после посещения вологодского Музея кружева, где была очарована чистотой линий, богатством и разнообразием узоров, их изяществом и ажурностью, высоким мастерством исполнения.
Я стала изучать не только технику и секреты кружевоплетения, но и историю возникновения кружева. Этим промыслом на Руси издавна увлекались женщины разных сословий. Только наряды для знати украшались кружевами из золотых и серебряных нитей, а для деревенской и народной одежды использовался лен.
Как приверженец традиций вологодского кружева, я плету кружево изо льна, хлопка или шелка, люблю натуральные нити. Они долговечнее в использовании изделий и выглядят более благородно.
На мои орнаменты влияют традиции, которые складывались годами — главная линия вьется непрерывно, идет разделение на узор и фон, преобладают цветочные, геометрические или фантазийные мотивы.
Мои источники вдохновения — природа, зимний лес, морские волны. Везде можно найти мотивы для творчества.
Плету кружево для тех, кто, как и я, любит и ценит красоту. Многим девушкам приходится одеваться на работу по определенному дресс-коду, часто это офисный стиль, рубашки или строгие блузки. К этому образу можно добавить немного женственности и нежности за счет кружевного воротника или галстука, которые сейчас очень популярны.
Современная старина
Елена Любушкина (Россия)
Специального «кружевного» образования у меня нет. Считаю это плюсом, так как нет и шаблонов, рамок, ограничивающих меня в этой технике. Мне повезло повстречать мастерицу, которая научила меня основам искусства кружевоплетения.
Плету я в вологодской технике, сочетаю ее с цветом и фактурой ниток, не свойственным для привычного всем кружева. Принято считать, что русское кружево — белое, сплетенное хлопком или льном. Но в моем арсенале рабочего материала много ярких цветных ниток, шелк, шерсть. Люблю экспериментировать с фактурами, добавлять бусины, металлизированную нить.
Думаю, такое нестандартное видение побуждает молодых, стильных девушек приобретать мое кружево, которое с легкостью вписывается в современную жизнь. Именно такую цель я себе и поставила — вписать старину в современность.
Вдохновение может прийти совсем неожиданно и из разных источников — от модного показа до древних изразцов. Совсем недавно тарелка с хохломской росписью вдохновила меня на плетение сумки.
Особая симпатия у меня к сотрудничеству с дизайнерами одежды. Задачи от них всегда интересны и необычны. И мне самой любопытно, какой же получится конечный результат нашей совместной работы.
Фантазия и ловкость рук
Виктория Гуль (Украина)
Я экономист по образованию и дизайнер изделий, вязанных крючком.
Шесть лет назад увидела потрясающие салфетки Патриции Кристофферсен. Ее невероятные дизайны так тронули мою душу, что я начала вязать.
Я изучала, искала информацию и разбиралась во всем сама. Фото первых изделий привлекли в мой блог не только подписчиков, но и дизайнеров, с которыми я плодотворно сотрудничаю до сих пор, например, Грейс Ферон, Зоя Матюшенко, Татьяна Рязанова.
Набравшись опыта, я придумала свою первую салфетку, и к моему удивлению, она получила огромный отклик в соцсетях. Меня просили не останавливаться и продолжать. Что я и делаю.
Мой самый знаменитый дизайн, которым можно гордиться — салфетка «Тесла». Ее описание скачано более 12 000 раз. Как раз благодаря популярности «Тесла» Татьяна Рязанова пригласила меня в соавторы необычного ковра, который состоит из разных по размеру кругов. Его форма, размер и конфигурация зависят от вашего желания, можно связать миллион вариантов и легко вписать в любой интерьер. Ковер «LaceCoins» стал бестселлером на интернет-площадке Etcy.
Отпечаток в моих дизайнах оставляют путешествия, море и природа. Также вдохновение приходит от подписчиков, от их реакции и отдачи. Сегодня их у меня почти 40 тысяч, и я чувствую ответственность перед ними. Когда тебе пишут, что это здорово и прекрасно, ты и сам начинаешь в это верить.
Как я создаю дизайны? Берусь за крючок, нитки и без каких-либо зарисовок начинаю творить, совершенно не представляя, что получится в итоге. В прошлом году я создала 10 дизайнов снежинок, которые разлетелись по всему миру, унося с собой частичку моей души. Одно время я даже вела учет стран, где вяжут по моим дизайнам: Россия, Украина, Турция, Польша, Германия, Чехия, Канада, США, Бразилия, Португалия, Япония и Китай, Иран и Тегеран, государства Африки…
Моя аудитория — добрые и отзывчивые люди, которые ценят чужой труд, вяжут для души и на продажу. В этом году меня просили о новых снежинках, и я принялась за работу. Стараюсь не повторяться в своих дизайнах. И это единственное, что могу контролировать. Все остальное — полет фантазии и ловкость рук.
Ажурное кино
Юлия Королева (Россия)
Я окончила в Московский педагогический государственный университет, и мое образование не связано с искусством, но я посвятила рукоделию всю свою жизнь.
С 5 лет вязала одежду куклам по книге, подаренной мамой. Следующие 20 лет отдала шитью и вышивке, и не думала возвращаться к вязанию, пока не увидела ажурные ковры. Они потрясли меня до глубины души. Это была какая-то параллельная сторона рукодельного мира, которую я не замечала раньше.
Кружевоплетение — это ведь нечто большее, чем просто механический процесс вывязывания тройных столбиков и рельефных кластеров. Каждый ряд для меня — как захватывающий эпизод многосерийного ажурного кино.
Мой сериал начинается тогда, когда я беру крючок в руки.
Мне тесно в каком-то одном направлении, потому одинаково нравится создавать разные работы. Дизайны Виктории Гуль открыли мне мир сложного ажурного вязания, по ее замечательным описаниям я связала море снежинок! А любовь к коврам мне подарила дизайнер Татьяна Рязанова.
Размах связанных ковров ощущается в фотостудиях, где нужно показать, как цвет и фактура изделия взаимодействуют с интерьером, цветом дивана, оттенками штор и диванными подушками. Порой рассматривая готовые фотографии, я думаю: как же удачно и гармонично все сложилось!
Для своих работ я выбираю классический цветовой стиль, который подчеркивает их благородную изысканность и простоту, сдержанность и утонченность. Как элегантная отделка на одежде, такие кружева деликатны и в то же время роскошны благодаря своей фактуре. Так, ажурная салфетка на дамской сумке станет интересным акцентом, а белые снежинки украсят потолочные люстры.
Вопреки сложившемуся убеждению, я рекомендую подбирать ковры в тон полов. Поверьте, белые ковры не сольются с белым полом, а темные — с темным. Кружевному ковру достаточно фактуры, чтобы подчеркнуть свою красоту, а вместе с тем создать ощущение уюта и завершенность интерьера.
Мобильное творчество
Анна Лаврентьева (Россия)
Я победитель российского конкурса «Бриллиантовый челнок» 2021 года, один из создателей коллекции «Ювелирное кружево» из металлизированных нитей с серебряными элементами. Работаю для хэндмейд-магазина в Люксембурге, активно веду продажи на площадке Etsy. С 2014 года плету кружево фриволите.
Когда я впервые увидела невесомый кружевной воротничок, я никак не могла понять: как и чем это сделано? До этого я увлекалась вышивкой, вязанием, бисероплетением. И когда начала самостоятельно изучать технику фриволите, оказалось, что этот вид творчества сочетает в себе все мои прошлые увлечения. Но постепенно кружево их вытеснило.
Это очень фантазийная техника, которая дает мысли большой простор. Есть основные элементы: узел, дуга, кольцо, пико, без которых фриволите невозможно. Но все остальное это ваше творчество. К тончайшему переплетению узелков можно добавить бисер или натуральные камни, можно плести плоское и очень ажурное кружево или, наоборот, плотное многослойное.
Редко кто знаком с этой техникой, мне интересно наблюдать за реакцией людей, когда я плету кружево на публике. При мне всегда челноки и крючок, которые можно в любой момент отложить, а потом быстро продолжить плетение. Очень мобильный вид творчества.
Украшения фриволите имеют свой характер и подчеркнут красоту как хрупкой девушки в легком платье, так и дополнят совершенно брутальный образ. Все зависит от выбранных материалов, толщины нити. В повседневной жизни даже к деловому костюму можно подобрать кружевные аксессуары, например, миниатюрные черные или серебристые серьги, тонкий браслет.
Очень часто за серьгами и браслетами ко мне обращаются невесты. Интересно работать с заказами, когда нужно придумать украшение для определенного праздника и наряда. Самый необычный заказ — очелье, к которому крепится фата.
На данный момент у меня пять мастер-классов, и в каждом прослеживается тема природы: серьги «Ирисы», «Одуванчики», колье «Морская нимфа»…
Цветовая палитра моих работ часто отражает текущее время года. Вдохновение находится вокруг нас, я люблю путешествовать, рассматривать архитектуру, кованые элементы, старинные наряды, изразцы. Все это потом отражается в моих коллекциях. Мне нравится работать с лучшими материалами, порой удается подобрать действительно редкие. А некоторые украшения становятся бестселлерами.
Вне стереотипов
Вероника Казанцева (Россия)
Я предприниматель, основатель артели «Мадам Круже», вдохновитель идей и дизайнер.
Моя страсть к вологодскому кружеву началась с отделки моего свадебного платья. Поскольку с детства я постоянно что-то придумывала, шила и вязала наряды для кукол, то попыталась связать кружево крючком, в брюггском стиле. Мне не понравилось. Наше вологодское намного изящнее и красивее. Но что с этим восхищением делать? Создать свой бизнес!
Чтобы понимать процесс работы, я обучилась кружевоплетению — сплела пару салфеточек, освоила азы, но профессиональной кружевницей не стала, так как мастерство оттачивается годами, а у меня другие цели. Мне больше нравится придумывать, каким будет изделие, подбирать рисунок, нити, строить выкройку, но не сидеть за коклюшками. Поэтому я пригласила мастериц, рассказала им о своих идеях и образах. Мы начали с кружевного галстука на пуговичке, в двух стилях — Гжели и Хохломы.
Объем был небольшой, чтобы не сильно вкладываться, — я ведь заходила на рынок всего со 100 тысячами рублей. Как раз на оплату работы мастеров и материала для 10 галстуков и хватило.
Несколько лет мне понадобилось, чтобы сформировать ассортимент, создать сколки, собрать команду, чтобы люди поверили в меня, — я же была совсем молодой девчонкой. В стол мы никогда не работали. Старались придумывать такие модели, которые покупатели захотели бы надеть немедленно.
Слушать и слышать людей меня научила первая ярмарка на дизайн-заводе «Флакон». Я ушла оттуда, продав одну-единственную салфеточку. Можно было расстроиться, согласиться, что кружевами интересуются лишь те, кому за 50, что молодежь в нашем продукте себя не видит. Но нет! У меня появился стимул сломать этот стереотип и создать такие аксессуары, в которых молодое поколение находило бы свое отражение.
Чтобы разогреть интерес у клиентов, а заодно повысить оборачиваемость и понизить трудозатратность, мы решили создавать маленькие вещи. Лучшими вариантами оказались сережки, брошки, небольшие колье и воротнички, которые не нужно пришивать. Они очень удобны и просты в использовании. Человек увидел, примерил, сказал «вау» — и тут же купил.
Когда наш доход увеличился, мы стали выполнять более крупные изделия: воротники, пелерины, палантины. Нам хотелось показать все величие и красоту вологодского кружева, вдохнув новые веяния и разработки в традиционное коклюшечное кружевоплетение. Если молодежь будет принимать, покупать и носить кружево, тогда и промысел будет жить. А нам будет чем гордиться.
На данный момент «Мадам Круже» это небольшая артель, в ней состоят 20 мастериц, у многих стаж кружевоплетения более 15 лет. Каждая работает у себя дома, и пока это самый оптимальный вариант. В этом году мы планируем открыть собственную фабрику, потому что спрос постоянно растет.
Мы не смотрим на тренды, за ними не угнаться, как за поездом. Ведь создание чего-то нового это очень долгий процесс, нужно придумать, отрисовать, сплести. Идеи возникают отовсюду. Порой смотрю старый фильм, вижу кружево и начинаю фантазировать: а если здесь доработать, а эту линии дополнить вот так. И пришло вдохновение!
Кстати, я единственный человек в коллективе без профессионального образования и без стажа в кружевоплетении, я инженер. В процессе обучения мне никто не говорил, что можно, а что нельзя. Как показывает практика, в этом как раз и есть изюминка, ведь мои фантазии ничто не ограничивает. А в этой сфере можно столько еще интересного придумать! Мы ведь даже десятую часть не сделали от того, что можно сплести. О другом виде творчества я даже не мыслю, меня полностью захватили коклюшки и кружево.
Материал подготовлен Светланой Каммингс
Источник: profashion.ru