Рок-клубы, появившиеся в 80-х в СССР, значительно отличались от того, что существовало в ту пору на Западе. Скорее, это была смесь ДК с Союзом композиторов со своей системой членства. Несмотря на свою «элитарность», эти организации стали той самой кузницей музыкантов, которых ставили в противовес эстрадной музыке, существовавшей на тот момент.
Практически в каждом крупном городе существовала подобная организация и, как правило, все они отличались как по стилю, так и по организационным особенностям. Предлагаем на примере трёх рок-клубов рассмотреть различия и найти пересечения в деятельности.
Ленинградский рок-клуб
ЛенРокКлуб был образован в начале марта в 1981 году. Здание на улице Рубинштейна, дом 13 стало неофициальным символом Северной столицы — таким же, как Думская улица или популярное среди молодежи пространство по адресу Лиговский проспект, 74.
Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет. В клубе также был свой устав и статус. Возглавлял рок-клуб президент: с 1981 по 1982 — Геннадий Зайцев, с 1982 — Николай Михайлов.
Ленинградский рок-клуб стал самой первой организацией подобного типа и являлся примером для подражания в других городах СССР, где также создавались подобные культурные объединения. Эпоха существования рок-клуба оставила довольно яркий след в истории отечественной музыки в целом. Многие группы, присоединившиеся к ЛРК, имеют культовый статус и по сей день.
Не секрет, что деятельность Ленинградского рок-клуба не могла оставаться без внимания КГБ. Тогда вообще было принято контролировать мнение граждан, имеющих отношение к культуре и чье творчество привлекало внимание молодёжи. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом, панк-рокеры), к участию в рок-клубе не допускались. Тем не менее рок-клуб был единственным местом в городе, где можно было легально играть рок.
В 2000-х годах были попытки возродить Ленинградский рок-клуб, однако все предпринимаемые инициативы не нашли должной поддержки, ограничившись лишь проведением нескольких фестивалей и собраний музыкантов.
Отдельного упоминания заслуживают попытки «клонировать» объединение музыкантов Северной столицы. Ленинградский рок-клуб Тима Тайлера и ООО «Ленинградский рок-клуб продакшн» являются лишь бледными копиями того движения, которое, пусть и не без надзора со стороны властей, сгенерировало невообразимое количество великих произведений.
Фестивали были неотъемлемой частью Ленинградского клуба. На них музыканты могли получить награды и дипломы за различные заслуги. К примеру, Диплом можно было получить за оригинальное решение концертной программы или высокий профессионализм. Персонально могли отметить лучших вокалистов, гитаристов, барабанщиков и прочих музыкантов. Неоднократными лауреатами фестивалей были группы «Кино», «Аквариум», «Алиса», «Зоопарк», «Джунгли», «АукцЫон».
Можно насчитать порядка 150 групп, которые были резидентами ЛРК в разное время, а количество выданных удостоверений перевалило за 700 штук.
Выступление группы АлисА. 1988
Ростовский рок-клуб
Первые истоки рок-музыки в Ростове-на-Дону появились в 1960-х годах. Усилием музыкантов тех лет был проведен фестиваль «Вудсток-на-Дону», в котором участвовали четыре местные группы, название которых вам вряд ли о чем то могут говорить.
Официальное открытие полноценной «корпорации» под эгидой Ростовского рок-клуба состоялось в 1986 году после заседания активистов местного рок-движения и чиновников городской администрации. Первым председателем новообразовавшегося объединения стал Валерий Посиделов — лидер группы «День и Вечер».
На базе местного ДК была организована концертная площадка «Студия Р», на которой проводились как фестивали, так и сольные выступления местных и приглашенных гастролеров. До открытия собственной площадки самые значимые события Ростовского рок-клуба проводились в ДК Строителей и Дворце Спорта.
Наиболее интересными представителями РРК стали такие группы, как «Зазеркалье», «Матросская тишина», «Пекин Роу-Роу», «Театр Менестрелей» и «Элен» (с 1991 года «Спутник Восток»). Некоторые из них существуют и сейчас.
Выступление группы «Матросская тишина» + интервью
Свердловский рок-клуб
СРК был образован в 1986 году и прекратил свою деятельность в 1991-м. Официальными задачами клуба были музыкальное и идейное сплочение рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся группам через «литовку» (разрешения на публикации записей и выступления) и концерты. Бессменным президентом Свердловского рок-клуба был Николай Грахов.
Помимо Грахова, свой неоценимый вклад в развитие Свердловской рок-музыки внесли композиторы Илья Кормильцев и Александр Пантыкин. Их негласно называли тремя китами СРК, благодаря которым музыканты получили свой неповторимый и в какой-то степени аутентичный язык общения со слушателем.
За годы своего существования в СРК вступило 30 групп, среди которых можно отметить «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Настя», «Агата Кристи», «Смысловые Галлюцинации» и др. Клуб помогал музыкантам в записи музыки и проведении ежегодных фестивалей.
Nautilus Pompilius 1988
Московская рок-лаборатория
Чтобы контролировать концертную деятельность московских музыкантов, в 1986 году создали местную рок-лабораторию, которая завершила свою деятельность через шесть лет. Распоряжение о создании столичной организации по контролю над столичными деятелями рок-музыки подписал первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин. Московская рок-лаборатория объединила почти все существовавшие на то время московские и подмосковные музыкальные коллективы, не имевшие профессионального статуса и контрактов с филармониями и иными государственными организациями.
Традиционным ежегодным мероприятием МРЛ стало проведение «Фестиваля надежд», на котором музыканты могли выиграть возможность записи альбома на студии фирмы «Мелодия», продемонстрировать своё творчество в ряде европейских стран и много других бонусов от организаторов и партнёров фестиваля. Третий «Фестиваль надежд» проводился совместно с Ленинградским рок-клубом.
Учитывая географическую особенность членов Московской рок-лаборатории, нельзя не отметить, что практически все резиденты объединения отличались качеством звучания от своих коллег из других городов. Московская рок-лаборатория могла предложить слушателю группы на любой вкус и цвет, начиная от типичного для СССР экспериментального арт-рока и пост-панка, заканчивая хэви-металом и хард-роком.
Фестиваль Московской Рок Лаборатории
Сибирский панк
Сибирский панк (или как его ещё любили сокращать — сибпанк) не был какой-то структурированной организацией. Этот термин скорее применим к музыкально-поэтическому движению 80-х годов, объединившему под своим знаменем Омск, Тюмень, Новосибирск и другие города Сибири. Неофициальным основателем являлся Егор Летов, лидер группы «Гражданская Оборона».
Сибирский панк представлял собой круг андеграундных музыкантов, которых связывали не только географическая близость и личные контакты, но и общность идей, отличающихся от эстетики рок-музыки, формировавшейся в Москве, Ленинграде и Свердловске.
Многие представители сибпанка пренебрежительно относились к внешней атрибутике панк-рока, создав при этом свой неповторимый образ. Сибирский панк чаще ассоциировался с поэзией, чем с музыкой.
А если хотите рассказать у нас о своём творчестве или бренде — пишите на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript...